• Добро пожаловать на SoundForum.ru! - форум, посвященный в первую очередь звуковому оборудованию - от профессионального концертного до домашних Hi-Fi систем и автозвука, а также сценическим световым и видео системам, звукоизоляции, музыкальным инструментам.
  • Профессиональное общение и ответы на ваши вопросы! На форуме отвечают специалисты высокой квалификации, приветствуется профессиональное общение, постоянные участники форума имеют привилегии.
  • Бесплатное размещение объявлений - на форуме можно бесплатно размещать объявления о продаже и покупке оборудования, услугах.

Настройка эквалайзера: частоты в цифрах и применение

  • Автор темы Дядя Митя
  • Дата начала

Дядя Митя

Дядя Митя

АудиоДоктор
Команда форума
Инструменты / Частоты в зависимости от способа звукоизвлечения:
Бочка: Низы - 80 - 100 Гц, Пустота - 400 Гц, “Точка” (щелчок) - 3 - 5 кГц.
Рабочий: Жирность- 120 - 240 Гц, Удар - 900 Гц, Треск - 5 кГц, Щелчок - 10 кГц.
Альты: Полнота - 240 - 500 Гц, Атака - 5 кГц.
Том: Полнота - 80 - 120 Гц, Атака - 5 кГц
Хэт и тарелки: Звук - 200 Гц, Блеск - 8 - 10 кГц.

Бас гитара: Низы - 50 - 80 Гц, Атака - 700 Гц, Щелчок - 2,5 кГц
Электрогитара: Полнота - 240 - 500 Гц, Присутствие - 1,5 - 2,5 кГц, колонка 4×12: срезать 1 кГц.
Акустическая гитара: Полнота - 80 Гц, “тело” звука - 240 Гц, Презенс - 2 - 5 кГц.

Орган: Полнота - 80 Гц, “тело” звука - 240 Гц, Презенс - 2 - 5 кГц.
Рояль: Полнота - 80 Гц, Презенс - 2,5 - 5 кГц.

Медные духовые: Полнота - 120 - 240 Гц, Пронзительность - 5 кГц.

Голос*: Полнота - 120 Гц, Гулкость - 240 Гц, Презенс - 5 кГц, Шипящие - 5 кГц, Воздух - 10 - 15 кГц.
Струнные: Полнота - 240 Гц, Скрип - 7 - 10 кГц.
Конга: Звон - 200 Гц, Хлопок - 5 кГц.

*Тип голоса Частотный диапазон, Гц
Сопрано 266 - 1318
Меццо-сопрано 220 - 1048
Контральто 175 - 784
Тенор 131 - 587
Баритон 110 - 440
Бас 82 - 398
Дискант 254 - 880
Альт 196…59
 
Дядя Митя

Дядя Митя

АудиоДоктор
Команда форума
Итак, источник: Понимание эквализации - Форум.Гитаризм.ру
Оригинальный сточник: Guitar Lessons: Home Recording: Understanding Equalization

примечание!!!

"Сразу хотелось бы отметить несколько моментов касаемо терминологии. Во первых, в тексте много раз употребляется термин bright (brightness). На русский язык оно обычно переводится как "яркость", но в данном контексте слово "bright" переводится не как "яркий", а скорее как "светлый". Однако за неспособностью найти русский аналог такого слова (светлость? освещенность?), в тексте будет фигурировать слово "яркость". Таким образом, вам теперь известно что стоит понимать под этим словом.
Во вторых, касаемо названия барабанов. Терминология везде разная (один и тот же snare у нас называют то рабочим, то ведущим, то малым барабаном), но я думаю никаких сложностей в понимании текста разница в терминологии не добавит. И не надо мне говорить как правильно - никак не правильно. Правильно snare, ибо это - оригинальное название сего девайса.
В третьих, касаемо перевода "околомузыкальных" терминов (звон, лязг, "мясо", основной тон итд) - все это весьма условно, и на самом деле нужно самому все эти ручки покрутить, чтобы все эти слова стали для вас что то значить. Однако ориентиры "где искать" у вас есть, дерзайте.
В четвертых, касаемо термина "присутствие". Я не знаю как правильно перевести слово "presence" применительно к звуку, поэтому обошелся дословным переводом. Вы - гитаристы, наверняка видели ручку Presence, которая формально регулирует верхнюю середину, а на деле регулирует четкость и ясность звука. В этом же значении оно тут и употребляется.
В пятых, вообще не стоит придираться к переводу. Я не перевожу дословно, я перевожу так, как считаю правильным. Я человек, я могу ошибаться."

Понимание эквализации
Прежде всего, следует начинать расставлять все по своим местам не с эквалайзера. Начинать нужно с композиции песни. Если вы сочиняете песню с использованием инструментов, имеющих частотные диапазоны не пересекающиеся друг с другом - процесс эквализации будет намного проще. Также необходимо отметить, что прежде чем хвататься за ручку эквалайзера, необходимо выверить уровни громкости и панорамы. Работа с панорамой может открыть много места для "соревнующихся" частот. Поэтому сначала разберитесь с этими двумя вещами, а уж потом крутите ручки эквалайзера. Вы вполне можете обнаружить, что вам вообще не нужна эквализация, или нужна но в мизерных количествах. Когда вы усилите или вырежете любую частоту, помните что это может сказаться на общем уровне звука и вам вероятно придется опять вернуться к ползункам громкости для корректировки уровней.

А теперь перейдем собственно к эквалайзеру:

Я полагаю, все мы знаем что диапазон слышимых частот лежит в райное 20Гц - 20КГц.

Нижние частоты начиная от 20Гц и до скажем 100-200Гц не только слышимы, они еще и ощутимы. Никогда не задумывались почему это так? Почему ваша рубашка и грудь вибрируют в ночном клубе в такт басам и бочке? Те нижние частоты полны энергии, и эта энергия вполне может пытаться сдвинуть то, через что она проходит.

Все просто, звук - это энергия. Как машина, мчащаяся по дороге со скорость 100 км/ч. Поставьте перед ней что нибудь, и машина (как и звук) попробуют пройти сквозь обьект. Чем легче машина (т. е. чем выше частота) - тем с меньшей энергией она будет врезаться в обьект, следовательно, тем меньше способность сдвинуть обьект, с которым происходит столкновение. Некоторые настолько легкие что они просто отскакивают обратно в другом направлении пока не наткнутся на что нибудь еще.

Это значит, что нижние частоты полны энергии, а высокие - просто кучка блох, прыгающих во все стороны. Теперь представим следующее.

Скажем, вы сделали трек с громоподобным басом, он звучит до невозможности круто и заставляет вибрировать все вокруг, но в таком случае вам понадобится поистине инфернальный усилитель чтобы "прокачать" этот трек. Следующее, что вы делаете - записываете его на диск и ставите его в машине, но он звучит как полное дерьмо. Но как же это могло случиться?! Вы только что создали многомиллионный бестселлер, а ваша автомобильная стереосистема его портит!

Ну, в вашей студии на 100 ваттах вам хватает энергии для всех ваших частотных причуд, но поставьте это в автомобильной стереосистеме со, скажем, 20 ваттами, и вы обнаружите, что она просто "не прокачивает". Кое чего не будет слышно. "Тяжеловесы" расчищают себе путь, а "блошки" теряются. Все будет звучать как одна большая линия баса и грязи.

Вот вам несколько правил. Я их иногда нарушаю, но в целом они срабатывают в 90% случаев:

1. Всегда используйте параметрический эквалайзер. Графические эквалайзеры - для лохов.

2. Если усиливаете какую либо частоту - Q должен быть шире (т. е. меньше чем) 2. (сначала попробуйте поработать с параметрическим эквалайзером а потом уже задавайте вопрос "что такое Q")

3. Когда вырезаете какую либо частоту - Q должен быть узким - от 1.5 и выше.

4. Никакое усиление или вырезание не должно быть больше +/- 6db (исключение составляет полное вырезание какой либо частоты).

5. 75% усилений в моих миксах меньше 2 db. 90% усилений - меньше 4 db.

6. Нет ничего страшного в том, чтобы иногда применять усиление или вырезание с широким Q в сочетании с более узким усилением или вырезанием если вам нужно радикальное усиление именно на той частоте (звук получается более натуральным и менее похожим на резонансный гул).

* Касаемо "усилений" и "вырезаний". "Усиление" (в оригинале boost) - поднятие уровня громкости определенной частоты, "вырезание" (в оригинале - cut) - соответственно, уменьшение уровня громскости определенной частоты. Также в тексте будет встречаться "вырезание" частоты в смысле полного вырезания звуков на данной частоте из дорожки (то есть уменьшение громкости звуков на данной частоте до минус бесконечности).

Итак, когда я использую эквалайзер (я часто произвожу тонкую подстройку) я всегда делаю одну из двух вещей:

1. Убираю "плохие" качества звука, как например вибрации, низкочастотные шумы, "грязные" частоты итд.

2. Если "плохих" качеств нет - акцентирую "хорошие".

После решения тех проблем я могу наконец приступить к фактическому сведению инструментов. Я всегда спрашиваю себя: "Где живет эта дорожка?" и стремлюсь к вырезанию остальных дорожек, вторгающихся на эту территорию, на несколько db. Идея состоит в том, чтобы вырезать части "мешающих" сигналов чтобы позволить определенным инструментам "блистать" на конкретных частотах. Вот моя общая схема (все это очень условно и относительно:

80hz - сила баса
100hz - удар бас-барабана
200hz - низ гитары
250hz - "теплота" вокала
350hz - удар ведущего барабана
400hz - основной то баса
500hz - лязг хетов
600hz - лязг тарелок
800hz - стук от удара по тарелкам
1000hz - "мясо" гитары
1200hz - основной тон ведущего барабана
1400hz - "мясо" вокала
1600hz - хлопок бас-барабана/медиатор (атака)
2500hz - хлопок ведущего барабана
3000hz - середина вокалов
4000hz - звон райда/верха бас гитары
6000hz - звон хетов
7000hz - звон тарелок
8000hz - верха бас-барабана
9000hz - яркость на ведущем барабане и тарелках
10000hz - яркость на вокалах
12000hz - "воздух" на вокалах
14000hz - "воздух" на тарелках

Обычно я хочу чтобы каждый элемент был "звездой" того частотного диапазона. Все, что находится рядом и крадет мощь инструмента, получает мягкое вырезание на 1-3dB с достаточно широким диапазоном частот. Например, почти всегда придется вырезать гитару в районе 3khz чтобы оставить место для вокала - особенно на большом перегрузе с кучей обертонов. Немного уберите гитару в том районе и ХЛОП... Вокалы выходят на свет.

Я понимаю, что мой метод - долгий и требует времени, но результат того стоит. Мне нравится думать что весь спектр частот представлен чем то уникальным в каждом районе, что дает возможность просматриваться всей инструментовке. Я также часто использую панорамирование чтобы добиться чистоты и раздельности, особенно когда два элемента делят между собой частоту. Хорошо бы их развести по панораме. Прекрасный пример - райд и верх баса: бас будет идти на вас с центра, а райд будет слева или справа, избегая конфликта.
 
Дядя Митя

Дядя Митя

АудиоДоктор
Команда форума
Вот справочник по частотам инструментов:

Чтобы понять эквализацию со всеми ее особенностями, вам нужен опыт. Однако, чтобы было проще начать, вот вам таблица обычного использования частот инструментов и то, как они влияют на звук. Однако, каждый звук имеет свой характер, и поэтому это - очень условный перечень...

Бас-барабан
Любая грязь может быть убрана в районе 300Hz. Попробуйте небольшое усиление в районе 5-7kHz чтобы добавить верхов.

50-100Hz ~ добавляет низы
100-250Hz ~ добавляет округлость
250-800Hz ~ область "грязи"
5-8kHz ~ добавляет "присутствие" в верхнем диапазоне
8-12kHz ~ добавляет шипение

Ведущий барабан
Попробуйте небольшое усиление в районе 60-120Hz если звук слабоват. Попробуйте усиление в районе 6kHz для того самого "щелкающего" звука.

100-250Hz ~ "наполняет" звук
6-8kHz ~ добавляет "присутствие"

Хеты или тарелки
Любая грязь может быть убрана в районе 300Hz. Чтобы добавить яркости поробуйте небольшое усиление в районе 3kHz.

250-800Hz ~ область "грязи"
1-6kHz ~ добавляет "присутствие"
6-8kHz ~ добавляет чистоту
8-12kHz ~ добавляет яркость

Бас
Попробуйте усиление в районе 60Hz чтобы добавить основного тона. Любая грязь может быть убрана в районе 300Hz. Если нужно больше "присутствия" - усиливайте в районе 6kHz.

50-100Hz ~ добавляет низы
100-250Hz ~ добавляет округлость
250-800Hz ~ область "грязи"
800-1kHz ~ добавляет "мяса" на маленьких динамиках
1-6kHz ~ добавляет "присутствие"
6-8kHz ~ добавляет "присутствие" в верхнем диапазоне
8-12kHz ~ добавляет шипение

Вокал
С этим посложнее, поскольку оно зависит от микрофона, которым записывали вокал. Однако... Применяйте усиление или вырезание в районе 300hz (в зависимости от микрофона и песни). Применяйте небольшое усиление в районе 6kHz чтобы добавить чистоты.

100-250Hz ~ добавляет "присутствие"
250-800Hz ~ область "грязи"
1-6kHz ~ добавляет "присутствие"
6-8kHz ~ добавляет чистоту и акцентирует "свистящие" звуки ("с", "з" итд)
8-12kHz ~ добавляет яркость

Фортепиано
Любая грязь может быть убрана в районе 300Hz. Применяйте небольшое усиление в районе 6kHz чтобы добавить чистоты.

50-100Hz ~ добавляет низы
100-250Hz ~ добавляет "округлость"
250-1kHz ~ область "грязи"
1-6kHz ~ добавляет "присутствие"
6-8Khz ~ добавляет чистоту
8-12kHz ~ добавляет шипение

Электрогитара
Опять же тут все зависит от микса и записи. Применяйте усиление или вырезание в районе 300hz, в зависимости от песни и звука. Попробуйте усиление в районе 3kHz чтобы добавить звуку "четкости" или вырезание чтобы добавить звуку "прозрачности". Попробуйте усиление в районе 6kHz чтобы добавить "присутствия". Попробуйте усиление в районе 10kHz чтобы добавить яркости.

100-250Hz ~ область основного тона
250-800Hz ~ область "грязи"
1-6Khz ~ "прорезает" микс
6-8kHz ~ добавляет чистоту
8-12kHz ~ добавляет шипение

Акустическая гитара
Любая грязь может быть убрана в районе 100-300Hz. Применяйте небольшое вырезание в районе 1-3kHz чтобы "поднять" гитару. Применяйте небольшое усиление в районе 5kHz чтобы добавить "присутствия".

100-250Hz ~ область основного тона
6-8kHz ~ добавляет чистоту
8-12kHz ~ добавляет яркость

Струнные
Здесь все зависит от микса и звука.

50-100Hz ~ добавляет низы
100-250Hz ~ область основного тона
250-800Hz ~ область "грязи"
1-6hHz ~ добавляет четкость
6-8kHz ~ добавляет чистоту
8-12kHz ~ добавляет яркость

"хотелось бы еще раз подчеркнуть, что все это ОЧЕНЬ условно. единственное, что приведет вас к правильному результату - ваши уши. слушайте, слушайте, слушайте и еще раз слушайте".
---------------------------------------------------------

По материалам из сети Интернет
 
V

Velliktor

Новичок
спасибо, довольно полезная информация. Автору респект
Ин мемори
 
Сверху